Швиттерс

Швиттерс
, Курт (Schwitters, Kurt) 1887, Ганновер — 1948, Эмблсайд, Великобритания. Немецкий художник. Учился в Школе прикладного искусства в Ганновере, в Академиях художеств Дрездена и Берлина (1909—1914). В 1918 проходил курс архитектуры в Высшей технической школе в Ганновере. Ранние живописные работы отмечены влиянием кубизма и экспрессионизма. В кон. 1910 — нач. 1920-х стал одним из виднейших представителей направления дадаизма. Работал в одиночестве в Ганновере, но сотрудничал с берлинскими и цюрихскими дадаистами. Деятельность Швиттерса охватывала самые различные сферы — поэзию, живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, театр. Свои произведения он обозначал слогом Merz (обрывок рекламного заголовка Kommerzbank, случайно возникший в одном из коллажей). Этот осколок слова символизировал разрыв коммуникации, взаимообмена, отказ от "торговых" отношений. Первые мерц-картины созданы в 1919. Тогда же появились мерц-стихотворения, идея мерц-сцены. С 1920 Швиттерс трудился над мерц-строением — своеобразным скульптурно-архитектурным ассамбляжем, который, постепенно разрастаясь, заполнял мастерскую, соседние комнаты. В коллажах Швиттерса ветхие, тронутые порчей вещи (подобранные на улице трамвайные билеты, обрывки газет, веревок, тряпки, куски картона и фанеры) обретают художественный смысл, определяемый контекстом композиции. Так, округлые элементы (крышки, днища и ободы разных диаметров, рейки, натянутая бечевка) то уподобляются системе шестерен и рычагов (Образ рабочего, 1919, Стокгольм, Музей современного искусства), то ассоциируются с вращением светил, мерным движением космического механизма (Орбита, 1919, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Овальное зеркало с выложенным на нем иллюзионистическим натюрмортом-коллажем становится метафорой глаза, в котором сливаются "внешний" и "внутренний" образы, реальность и ее психическое отражение (Зеркало, 1920, частное собрание). Коллажи и ассамбляжи Швиттерса балансируют на грани хаоса и зарождающегося порядка, как будто художник, наблюдая энтропийные процессы разрушения, распыления вещей, предугадывает возможность их миметической или символической трансформации, самоорганизации новой системы из распавшихся элементов старой (Картина со светлым центром, 1919, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Мерц 169. Формы в пространстве, 1920, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия; Мерцкартина 46А. Кегель, 1921, Ганновер, Музей Шпренгель). В 1923—1932 Швиттерс издавал журнал Мерц. В 1936—1940 жил в Люсакере, близ Осло, где им создано второе мерц-строение. Эмигрировав в Англию после захвата немцами Норвегии, поселился в Лондоне (1941), затем в Эмблсайде (1945). В работах 1930—1940-х проявилось влияние конструктивизма Эль Лисицкого и группы "Де Стейл" (Мондриан, Ван Дусбург). С 1932 был участником объединения "Абстракция—Творчество". В этот период художник особое внимание уделяет конструктивно-пластическим качествам коллажей, добиваясь зрительной согласованности, слаженности разнородных элементов. Наклейки бумаги и картона, напластования печатных текстов, графических знаков вызывают впечатление спрессованных, слипшихся пространственных диапазонов (Без названия <6D>, 1947, частное собрание). В период 1960—1970-х усилился интерес к творчеству Швиттерса, поскольку многие его начинания предвосхитили поиски новейшего авангарда (коллажи поп-арта, инсталляция, перформенс, фонетическая и конкретная поэзия).
Лит.: Berggruen. Kurt Schwitters: collages. Paris, 1954; Schmalenbach W. Kurt Schwitters. Munchen, 1984.
В. Крючкова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Швиттерс" в других словарях:

  • Швиттерс — Швиттерс, Курт Курт Швиттерс Kurt Schwitters Дата рождения: 20 июня 1887 Место рождения …   Википедия

  • ШВИТТЕРС (Schwitters) Курт — (1887 1948) немецкий художник и писатель. Работал в Германии, с 1937 в Великобритании. Примыкал к дадаизму. Подчеркивая абсурдность природы современного мира, широко использовал технику коллажа и ассамбляжа, обозначив свое творчество как особый… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ШВИТТЕРС Курт — ШВИТТЕРС (Schwitters) Курт (1887 1948), немецкий художник и писатель. Работал в Германии, с 1937 в Великобритании. Примыкал к дадаизму (см. ДАДАИЗМ). Подчеркивая абсурдность природы современного мира, широко использовал технику коллажа (см.… …   Энциклопедический словарь

  • ШВИТТЕРС Курт — (Schwitters, Kurt) (1887 1948), немецкий художник, работавший преимущественно в технике коллажа и ассамблажа и оказавший значительное влияние на развитие современного искусства. Обычно коллаж создается из наклеенных на поверхность картины… …   Энциклопедия Кольера

  • Швиттерс Курт — Курт Швиттерс Курт Швиттерс (нем. Kurt Schwitters, 20 июня 1887, Ганновер  8 января 1948, Кендал, Великобритания)  немецкий художник и писатель. Содержание …   Википедия

  • Швиттерс, Курт — Курт Швиттерс Kurt Schwitters Дата рождения: 20 июня 1887(1887 06 20) …   Википедия

  • Курт Швиттерс — (нем. Kurt Schwitters, 20 июня 1887, Ганновер  8 января 1948, Кендал, Великобритания)  немецкий художник и писатель. Содержание …   Википедия

  • Дада — (Dada), дадаизм. Авангардное (см.: Авангард) движение в художественной культуре, существовавшее в период 1916 1922 гг, в Европе и Америке (см …   Энциклопедия культурологии

  • ДАДА, ДАДАИЗМ —         авангардистское движение в худож. культуре, существовавшее в 1916 22. Нет единой версии происхождения термина Д. По французски dada означает деревянную лошадку, вообще все детское это якобы первое слово, к рое бросилось в глаза основателю …   Энциклопедия культурологии

  • Дадаизм — сложившееся в годы войны художественное и литературное направление, имеющее своей целью разрушение буржуазной культуры и дискредитирование мещанских нравов. На место отрицаемого Д. ставит анархическую инициативу индивидуума, ничем не связанного в …   Литературная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»